Пер Олссон, ИСА в Швеции
Война в Украине означает голод в Африке
Каждые 48 секунд в Восточной Африке от голода умирает один человек из-за смертоносного сочетания войн, капитализма и глобального потепления
После голода 2011 года, ударившего по Сомали, дипломаты и многочисленные благотворительные НКО, связанные с властями развитых стран, провозгласили лозунг «никогда больше». Однако сейчас катастрофа повторяется вновь, а голодная смерть угрожает ещё большему числу людей.
Голод глобального масштаба набирает силу угрожающими темпами. Причина этому — смертоносное сочетание войн и глобального потепления с капитализмом и порождёнными им земельными монополиями. Этот фон нынешнего «апокалиптического» роста цен на продовольствие нельзя недооценивать, видя причину подорожания в одной лишь остановке поставок из-за войны. В то же время война подхлёстывает рост мировых цен на топливо, который перекладывается в цены на продовольствие даже там, где нет дефицита еды.
Однако еще до вторжения России в Украину мир лицом к лицу столкнулся с кризисом продовольственной безопасности. Мировые цены на продукты питания, растущие с середины 2020 года, сейчас находятся на рекордно высоком уровне.
Кризис также усугубляется из-за возвращения политики протекционизма в отношении продовольствия.
Нынешняя проблема сводится вовсе не к тому, что людей, которых требуется накормить, якобы слишком много. На сегодняшний день производимого продовольствия достаточно, чтобы обеспечить пищей каждого на планете. Проблема заключается, как вынуждена признать даже ООН, в «отсутствии доступа к пище, чему все больше способствуют многочисленные проблемы, включая пандемию COVID-19, конфликты, изменение климата, неравенство, рост цен и международная напряженность. Люди во всем мире страдают от проблем, которые не знают границ и усугубляют друг друга по принципу домино».
Именно капиталистический способ производства, основанный на частной собственности, контроле над средствами производства, ресурсами, распределением и на барьерах в виде национальных государств — та главная препона, что стоит на пути к цели накормить голодных и добиться необходимого глобального перераспределения. Это особенно актуально сейчас, когда капитализм становится все более и более паразитическим и может быть назван «капитализмом катастроф».
«Текущие условия намного хуже по сравнению со временами Арабской весны 2011 года и кризисом цен на продовольствие 2007-2008 годов, когда 48 стран были потрясены политическими волнениями, беспорядками и протестами», — недавно предупредил исполнительный директор Всемирной продовольственной программы (ВПП ООН) Дэвид Бисли.
Восточная Африка
Восточная Африка — наиболее пострадавшая от кризиса часть мира. Здесь проблема голода стоит чрезвычайно остро. Число детей, страдающих от тяжелого острого истощения в Эфиопии, Кении и Сомали, за пять месяцев увеличилось более чем на 15%. «Приблизительно 386 000 детей в Сомали в настоящее время отчаянно нуждаются в лечении от опасного для жизни тяжелого острого недоедания — говорится в докладе ЮНИСЕФ. — Сегодняшние цифры уже выше прежних показателей голода 2011 года — тогда медицинская помощь такого рода требовалась 340 000 детей». 7 июня организация предупредила, что на Африканском Роге неминуем всплеск детской смертности.
«Каждые 48 секунд в разоренных засухой Эфиопии, Кении и Сомали от голода умирает примерно один человек. Число тех, кто страдает от крайнего голода в трёх этих странах, более чем удвоилось с прошлого года, на сегодняшний день поднявшись с 10 до 23 миллионов. Всё это разворачивается на фоне чудовищного госдолга, который утроился менее чем за десятилетие — с 20,7 миллиарда долларов в 2012 году до 65,3 миллиарда долларов к 2020 году . Обслуживание долга выкачивает ресурсы из Эфиопии, Кении и Сомали из их служб социальной поддержки и защиты», — утверждает новый доклад Oxfam и Save the Children «Опасная задержка: цена бездействия», опубликованный 18 мая 2022 года.
Восточная Африка страдает от самой сильной и продолжительной за последние 40 лет засухи. Четвертый сезон подряд количество выпавших осадков оказывается ниже среднего уровня. Последние сезонные дожди, выпавшие с марта по май этого года, принесли минимальное количество влаги. «Сезон дождей марта-мая 2022 года, по всей вероятности, станет самым засушливым за всю историю наблюдений, что разорит домохозяйства, резко усилит нехватку пищи и воды и ощутимо ударит по продовольственной безопасности, — пишет Всемирная метеорологическая организация в докладе от 31 мая 2022 года. — Приблизительно 3,6 миллиона голов домашнего скота уже погибло — около 1,5 миллиона в Кении и примерно 2,1 миллиона в Эфиопии соответственно. Считается, что за период с середины 2021 года наиболее пострадавшие регионы Сомали лишились каждой третьей головы домашнего скота. При этом есть большой риск, что даже предстоящий сезон дождей в октябре-декабре окажется весьма неблагоприятным для хозяйства».
«Никогда больше», — заявила международная элита после голода 2011 года, жертвой которого стала Сомали. Тем не менее, сегодня эта катастрофа разворачивается снова, и теперь голодная смерть угрожает ещё большему количеству людей.
Согласно отчету Oxfam и Save the Children, для поддержания жизни 30 миллионов человек в Эфиопии, Кении и Сомали потребуется помощь и содействие на сумму 4,4 миллиарда долларов. Эта сумма эквивалентна половине процента от ежегодных военных расходов США или лишь половине дивидендов (в форме схем обратного выкупа) по акциям одного нефтяного гиганта Shell, которые были выплачены за первые шесть месяцев этого года.
Капиталисты стоят на пути к действиям
Капитализм и государственная политика препятствуют распределению существующих ресурсов между нуждающимися. Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), только на днях (!) получил пятую часть (!) денег, которые, по его словам, необходимы, чтобы накормить голодающих и обеспечить их чистой водой.
Правительства более богатых стран сокращают помощь или используют её как инструмент «гуманитарной политики с условиями» в своих собственных целях и интересах. Фонды помощи урезают, чтобы найти финансы для повышения военных расходов. Правительство Германии решило нарастить последние за счет средств, которые изначально планировали направить на международную помощь. Правительства всех государств Скандинавии перенаправили средства из той же статьи расходов на финансирование ожидаемых «издержек» на украинских беженцев — это, в свою очередь, делает правительство Швеции крупнейшим получателем своей же собственной помощи. При этом речь идёт не о том, что на помощь украинским или любым другим беженцам не нужно выделять деньги: нужно, но почему при этом нужно «срезать» средства из других видов гуманитарной помощи?
В Великобритании, несмотря на острый кризис, «данные, опубликованные в ежегодном отчете Министерства иностранных дел по делам Содружества и развития (FCDO) в прошлом году, показали, что прямая помощь Великобритании и запланированная помощь Эфиопии сократились с 241 млн фунтов стерлингов в 2020/21 году до 108 млн фунтов стерлингов в 2021/22 году, что на 55% меньше; помощь Кении упала с 67 млн до 41 млн фунтов стерлингов, что подразумевает сокращение на 39%; помощь Сомали сократилась со 121 млн фунтов стерлингов до 71 млн фунтов стерлингов — снижение на 41%». (The Guardian, 22 мая 2022 года)
Климатический кризис
Правительства более богатых капиталистических стран дали несколько обещаний по борьбе с изменением климата, в том числе обещание «помочь» бедным странам адаптироваться к изменениям климата, но так и не выполнили их. Это только усугубляет имеющиеся трудности — ведь к 2030 году из-за изменений климата и капитализма, зашедшего в тупик, в мире будет происходить 560 стихийных бедствий ежегодно, в то время как за последние 20 лет это число составляло 350-500 катастрофы.
«Экономические издержки от экстремальных погодных явлений только в 2021 году оценивались в 329 миллиардов долларов во всем мире. Он стал третьим по „цене“ годом за всю историю наблюдений. Сумма издержек почти вдвое превышает общий объем помощи, предоставленной богатыми странами развивающемуся миру в 2021 году». (Oxfam, 7 июня 2022 года)
Потребность в немедленных помощи и содействии является неотложной, но для разрешения кризиса требуется борьба за революционные перемены — за климатическую справедливость, глобальное перераспределение и демократический, социалистический мир.
Тревожные звоночки о том, что Восточная Африка приближается к новому голоду, уже давно звучат очень громко. Так было и в 2011 году. Уже в середине 2020 года поступали предупреждения о засухе в Восточной Африке, а долгосрочные прогнозы, сделанные в то время, указывали на неуклонное усиление засухи из-за сокращения количества осадков. Пандемия привела к дальнейшему углублению разворачивающегося кризиса.
«Восточная Африка ярко свидетельствует о фундаментальном неравенстве, когда речь заходит о последствиях климатического кризиса. Это один из наименее ответственных за него регионов — совокупный выброс CO2 в атмосферу странами Восточной Африки составляет менее 0,05% в глобальном масштабе. Однако за последнее десятилетие этот регион неоднократно переживал климатические потрясения. Становится все более очевидным, что последние выступают в том числе мультипликатором уже имеющихся угроз, провоцируя конфликты и нестабильность. К 2030 году более 100 миллионов человек в странах с низким и средним уровнем дохода могут оказаться за чертой бедности из-за все более частых экстремальных явлений и климатического кризиса. Климатический кризис одновременно усугубит имеющиеся политические и социальные конфликты и снизит способность людей справляться с их последствиями. Потрясения также усиливают неравенство внутри сообществ, сдерживают экономический рост и сводят на нет воздействие долгосрочных усилий по сокращению масштабов нищеты. В то время как уровень угроз в 2022 году ошеломляет, последний анализ UNDRR (Управления Организации Объединенных Наций по снижению рисков стихийных бедствий) показывает, что худшее ещё впереди», говорится в докладе «Опасная задержка 2: цена бездействия».
В то время как по Восточной Африке ударили экстремальные засухи, Мадагаскар стал жертвой четырёх ужасных тропических штормов, пронесшихся по острову за несколько недель в начале текущего года, а Южная Африка пострадала от наводнений. Проблема продовольственной безопасности становится всё актуальнее и острее во всей Африке. Западная Африка тоже переживает сильнейший продовольственный кризис за последнее десятилетие: 27 миллионов человек голодают. Это число должно вырасти до 38 миллионов в июне этого года — новый исторический рекорд и рост на 25% по сравнению с прошлым годом.
Если нынешние опасные тенденции сохранятся, к 2030 году еще 100 миллионов человек окажутся в крайней нищете в результате экстремальных погодных и климатических катастроф.
Война в Украине означает голод в Африке. Почти вся пшеница и подсолнечное масло, импортируемые Восточной Африкой, поступают из Украины или России. Война привела к резкому росту цен на эти продукты. Цены на пшеницу выросли на 20%, а в Эфиопии цены на подсолнечное масло выросли на 215%. Одна только Сомали ранее импортировала 92% своей пшеницы из России и Украины, но сейчас линии поставок заблокированы.
Судан и Сомали — кризис и наследие империализма
Война в Украине рискует удвоить число голодающих в Судане — наряду с неурожаями, военным правлением и периодически возобновляющимися вооруженными конфликтами. Судан импортирует более половины своей пшеницы из Украины и России, а цена тонны пшеницы, на которую приходится пятая часть общего потребления калорий, сейчас на 180% выше, чем год назад. Тем временем высокие цены на топливо бьют по пекарням.
Несмотря на кризис, администрация Байдена решила направить в Сомали не продовольствие, чистую воду и медикаменты, а 500 американских солдат.
Военные операции США в Сомали, начавшиеся еще в 1990-х годах и предполагавшиеся как гуманитарные усилия по борьбе с голодом, закончились катастрофическими уличными боями в столице Сомали Могадишо в октябре 1993 года, в результате чего погибли сотни сомалийцев, включая гражданских лиц. 19 американских военных были убиты, 73 — ранены, а два вертолета Black Hawk были сбиты. Битва, которая велась в Могадишо, длилась два дня и стала определяющим моментом для американского империализма, породив «Сомалийский синдром», когда нельзя пересекать «линию Могадишо» и рисковать потерять еще больше престижа и жизней американских солдат.
Военное вмешательство США и ООН в Сомали провалилось и не остановило праворадикальную исламистскую группировку «Аш-Шабаб» от продолжения террора среди населения.
«США пытались бороться с „Аш-Шабаб“ военной силой в течение 15 лет, но это не сработало — возможно, это даже продлило конфликт» (Сара Харрисон из Международной кризисной группы в New York Times 16 мая).
Совсем недавно «Аш-Шахаб», похоже, преуспел в подчинении новых территорий в Сомали, которая рискует превратиться в новый Афганистан, где уровень продовольственной безопасности резко упал, в результате чего половина населения столкнулась с острым голодом.
Только борьба с капитализмом может положить конец бесконечным кризисам
Как и всегда, африканские массы платят самую высокую цену за кризисы и войны глобального империализма. Только объединенная борьба рабочих и бедняков против политики «разделяй и властвуй», империализма и внутреннего капитализма за международное социалистическое преобразование континента может проложить путь от угнетения, грабежей и бедствий, которые превращают жизнь на африканском континенте в бесконечный кошмар.