Интернациональная Социалистическая Альтернатива (ИСА)
Классовая борьба в мире
Перспективы глобального рабочего и профсоюзного движения
Профсоюзное движение во всем мире пережило огромные изменения. Теперь на повестке дня будут забастовки, включая всеобщие, взрывной рост существующих профсоюзов и борьба внутри них, а также создание новых.
За последние несколько лет профсоюзное движение во всем мире претерпело огромные изменения. Всеобщие забастовки, инициированные профсоюзами, были ключевыми чертами массовых восстаний в странах от Мьянмы до Беларуси, Колумбии и многих других. Были крупные забастовки, и даже забастовочные «волны» во многих странах, в которых участвовали миллионы рабочих, и так называемая «Великая отставка» — массовые увольнения работников в качестве ответа на пандемию, инфляцию и плохие условия труда. А также важные преобразования в верхах и рядах многих профсоюзов, создание новых и их организация в новых отраслях, например в Amazon и Starbucks. Опрос, проведенный во второй половине 2021 года, показал, что профсоюзы в США достигли самого высокого уровня популярности с 1965 года, их одобряет 68% респондентов.
Многие из этих явлений уже развивались до пандемии, но очевидно, что ковид усилил их влияние. Этот период показал, что именно рабочий класс в буквальном смысле управляет обществом, особенно те рабочие, которые классифицируются как «основные», в отраслях от логистики, до здравоохранения и продовольствия. Это повысило ожидания многих работников в отношении своей работы и условий, безопасности, оплаты труда и льгот.
Теперь, когда кризис стоимости жизни набирает новые обороты, капиталисты перекладывают ответственность за него сначала на войну в Украине, а затем и на сам рабочий класс. Естественной реакцией трудящихся на это будет сопротивление, в том числе и в промышленности. В течение следующего периода профсоюзы и рабочее движение будут взрывным полем битвы классовой борьбы. На повестке дня будут стоять забастовки, включая всеобщие, взрывной рост существующих профсоюзов и борьба внутри них, а также создание новых.
Уже в 2022 году крупные волны забастовок и/или всеобщие забастовки прошли во многих странах, например в Иране, Италии, Греции, Индии, Турции и Казахстане, а профсоюзы готовятся к новым масштабным национальным забастовкам во многих других странах, таких как Бельгия и Алжир. И на момент написания этой статьи рабочие в США делают первые шаги к возрождению боевого рабочего движения.
Сегодня организованный рабочий класс становится всё более важным фактором в бурных событиях нового беспорядочного периода — для социалист_ок это решающий фактор в нахождении жизнеспособного пути выхода из многочисленных кризисов мирового капитализма.
США и Великобритания: Перестановки в руководстве крупных профсоюзов
В конце прошлого года один из крупнейших профсоюзов в США «Международное братство водителей» (Teamsters), насчитывающий 1,4 миллиона членов, завершил выборы, по результатам которых впервые за двадцать лет был избран новый председатель. Хотя бывший председатель Джимми Хоффа-младший, который является сыном бывшего печально известного своей коррумпированностью председателя профсоюза Джимми Хоффы-старшего, и не пытался переизбраться, но утвердил список кандидатов под названием «Сила Тимстера». Этот список представлял собой продолжение укоренившейся бюрократической политики Хоффы, которая уже привела к многолетним отвратительным контрактам c крупным бизнесом и торговле собственными членами. Но Джимми Хоффа потерпел поражение от бывшего председателя Бостонского отделения Шона О’Брайена, который был лидером оппозиционного альянса Teamsters United, созданного главным образом О’Брайеном и рядовыми членами команды лидера Демократического профсоюза Фреда Цукермана.
Сам О’Брайен ранее был близок с Хоффой, но порвал с ним в 2017 году после того, как его отстранили от поста главного переговорщика по контракту с «Национальной объединенной почтовой службы» (UPS). Она является единственным и крупнейшим работодателем профсоюза, где трудятся более 260 000 членов Teamster. Этот контракт 2018 года стал горячей точкой противостояния рядовых водителей двухуровневым контрактам, низкой заработной плате и другим проблемам, тогда 90% водителей проголосовали за проведение забастовки. После того, как О’Брайен был уволен, профсоюзные переговорщики пошли на уступки бизнесу почти по всем основным пунктам и приняли контракт с отвратительными условиями. В результате члены Teamster большинством голосов — 54% — проголосовали против заключения такого контракта, но администрация Хоффа использовала бюрократическую лазейку и приняла контракт недемократических путём.
Из-за серьёзного недовольства снизу политикой и действиями Хоффы, оппозиционная команда Teamsters United была избрана почти 2/3 голосов. Другим важным аспектом этой победы стало обещание Шона О’Брайена начать кампанию по объединению работников Amazon в профсоюз. Эти действия и обещания команды Teamsters United выглядят как значительный шаг вперёд к более боевому подходу, в сравнении с предыдущим руководством. Однако прошлое О’Брайена далеко от радикального, и вопрос в том, насколько он готов порвать со своим бюрократическим прошлым по отношению к рядовым членам и демократичности процедур, остается открытым.
Значительные изменения также произошли во втором по величине профсоюзе Соединённого Королевства и Ирландии «Объединённом профсоюзе» (Unite the Union), он насчитывает более чем 1,2 миллионов членов, хотя в последние 15 лет его численность и сокращается. В 2021 году в Unite развернулась серьёзная битва за пост генерального секретаря на фоне жестоких нападок владельцев бизнеса на рабочих. Тогда начали широко распространяться схемы «увольнения и повторного найма» — увольнение целых рабочих коллективов для повторного найма на худших условиях.
Джерард Койн правый кандидат, который почти победил бывшего генерального прокурора Лена Маккласки на предыдущих выборах, казалось, стремительно продвигался вперед, опираясь в основном на поддержку истеблишмента и правого крыла Лейбористской партии. Раскол широко-левых и превращение их в механизм для усиления левой бюрократии, возглавляемой самим Маккласки, привёл к появлению ряда более левых кандидатов.
Одна из них, Шэрон Грэм, в конце концов одержала победу на выборах. Кампания Грэм, которую поддержали некоторые из самых активных профсоюзников, включая членов ИСА, была сосредоточена на укреплении демократии, организации на рабочих местах, а также на активных действиях по защите рабочих мест, заработной платы и условий труда. В частности, её кампания решительно подвигала необходимость отказа от лоббирования Лейбористской партии для перемен в интересах трудящихся. Как и О’Брайен, она также придавала большое значение необходимости организации неорганизованных, включая аналогичное обещание бороться против Amazon.
Несмотря на то, что она справедливо преуменьшает значение политического лоббистского подхода, включая приостановку финансирования Лейбористской партии со стороны профсоюза Unite в связи с событиями в Ковентри, но английские мусорщики серьёзно выступают против Грэм из-за её неспособности сформулировать программу по вопросу политического представительства рабочего класса, серьёзным препятствием для неё также является и укоренившаяся бюрократия внутри Unite.
Также в Соединённом Королевстве в 2021 году крупнейший профсоюз Unison впервые в своей истории избрал левое большинство в Национальный исполнительный комитет (НИК). Это достижение произошло за счёт опоры на новую широкую инициативу внутри профсоюза, в которой члены ИСА играют важную роль, выступая за коренные преобразования для демократизации профсоюза и разработку новой боевой стратегии. С момента своего избрания новый НИК изо всех сил продвигает эту повестку, хотя и сталкивается с серьёзными внутренними препятствиями, которые в основном создаёт правый генеральный секретарь.
Хотя эти фигуры и явления имеют сегодня ограниченные возможности, удары текущих и будущих событий могут оказать серьёзнейшее влияние на направление деятельности профсоюзов, возглавляемые ими. Это в значительной степени является выражением более широких сдвигов в сознании и настроениях рабочего класса, произошедших за последний период. Однако эта борьба также несёт в себе некоторые признаки присущих ситуации осложнений, особенно в рамках рабочего движения. Например, успехи этих фигур не были результатом усилий или организации более широкого воинственного слоя рядовых активистов, их успехи основаны на использовании определенного общего настроения. Это означает, что им не на что опереться для сопротивления давлению капиталистов и бюрократии в их собственных профсоюзах.
Есть также признаки того, что аналогичные события могут произойти в этих и других странах. Например, в Аргентине недавние выборы в влиятельном профсоюзе Argentinian Labor Union привели к поражению нескольких видных лиц, включая его давнего лидера — перониста Антонио Кало. В апреле национальная конференция ирландского профсоюза учителей ASTI сорвала попытку руководства профсоюза необоснованно повысить зарплату своему Генеральному секретарю в то время, когда рабочие сталкиваются с оскорбительными предложениями о заработной плате.
Новые вызовы консервативной бюрократии, которая продолжает сдерживать большую часть мирового рабочего движения, могут начаться вследствие новых предательств или отказа от давно ненавистной политики, и в дальнейшем могут перерасти в серьёзные столкновения внутри самих профсоюзных структур и с руководством.
Их «боевитость» на выборах зависит от множества факторов, как и любое противостояние, вращающееся вокруг баланса классовых сил. Но социалист_ки, стремящиеся трансформировать рабочее движение, видят наиболее важные события снизу, а не сверху. Создание массовой независимой организации с опорой на рядовых членов — единственный верный путь к созданию основы для нового профсоюзного руководства, отвечающего требованиям времени.
Кризис прибыльности капитализма означает, что система в текущем этапе её исторического развития в меньшей мере способна проводить существенные реформы для рабочего класса, что значительно подрывает эффективность тех подходов, которые не опираются на борьбу, например «модель обслуживания» или любимая тактика бизнес-юнионизма последнего времени «место за столом».
Организация неорганизованных
Ключевой особенностью потенциального нового возрождения рабочего движения стали недавние организационные движения, не связанные с профсоюзными организациями, в нескольких нестабильных отраслях. Именно работники продвигали движение вперёд, пока профсоюзные лидеры на протяжении многих лет только и делали, что давали обещания и принимали половинчатые решения. Двумя наиболее яркими примерами этого стали недавние вспышки борьбы по всему миру в сфере обслуживания и в Amazon в США.
На момент написания статьи более 225 кофеен Starbucks в США подали заявки на учреждение профсоюза. В 35 из 37 кофеен, которые уже провели голосование, работники победили в борьбе за профсоюз. В Северной Ирландии профсоюз «Unite Hospitality», основанный и частично возглавляемый членами ИСА, оказал серьёзное влияние на организацию борьбы на рабочих местах и вырос почти в десять раз с момента своего основания несколько лет назад. Эти профсоюзы организовывались в основном молодыми рабочими в возрасте от 20 до 30 лет, мотивированными не только проблемами на рабочем месте, но и общей радикализацией и социальной борьбой.
Первая победа профсоюза в Amazon JFK8 в Стейтен-Айленде, штат Нью-Йорк, вызвала мощную ударную волну в рабочем движении. Небольшая, но невероятная победа нового независимого профсоюза «Amazon Labor Union» (ALU), который начинался с борьбы одного рабочего, уволенного за свою деятельность, может оказать электризующий эффект во всем мире, если за этим последуют дальнейшие победы в разных подразделениях Amazon. Ещё предстоит выяснить, как эти события повлияют на создание совершенно новых, независимых профсоюзов, таких как ALU. Такая волна борьбы была бы важна не только для вдохновления движения, но и для вовлечения в борьбу работников одной из крупнейший мировых компаний, которая находится в самом центре экономики доминирующего мирового империалиста, что серьёзно бы изменило баланс сил во всём мире в пользу организованных рабочих против капитала.
Значительным эффектом этих явлений может стать усиление влияния новых, особенно молодых работников, массово вступающих в профсоюзное движение. Это, в свою очередь, может оказать давление на текущие профсоюзное руководство и положительно повлиять на рабочих, которые уже давно состоят в профсоюзах.
Профсоюзы играют роль в более широких движениях
В эпоху, отмеченную таким количеством одновременных глубоких кризисов капитализма, рабочее движение не может ограничиваться лишь проблемами на рабочем месте, но должно снова стать средством борьбы по всем, стоящим перед широким рабочим классом и угнетёнными массами, вопросам. Как отмечалось ранее, профсоюзы уже играли определённую роль в различных массовых движениях, от Латинской Америки до Азии, Восточной Европы и за её пределами. Многие из таких движений, например в Мьянме и Беларуси, были начаты как протест против репрессий со стороны крайне реакционных авторитарных режимов. В обеих этих странах рабочие, организовавшие мощнейшие забастовки, заставили тиранов трепетать и показали решающую роль рабочего движения, его социальную силу и методы борьбы за демократические права, которые неотделимы от столкновения труда и капитала.
Рабочее движение имеет решающую политическую роль в борьбе за независимость трудящихся и их интересы. Это касается как борьбы с правыми реакционными режимами, так и с псевдолевыми или «прогрессивными» правительствами.
Это хорошо видно на примере борьбы в странах Латинской Америки. С одной стороны, в Бразилии профсоюзы мобилизовались против правительства Болсонару, в том числе в ходе колоссальной всеобщей забастовки в 2019 году, которая едва не поставила режим и реакцию на колени. Но, с другой стороны, руководство крупнейшей профсоюзной федерации Central Única dos Trabalhadores, сдерживало рабочее движение от нанесения более решительных ударов по режиму Болсонару. Профсоюзное руководство строило свою стратегию исключительно на надеждах победы на президентских выборах Лулы да Сильва из «Партии трудящихся». Такая стратегия сдерживания рабочих была в том числе вызвана тесными связями профсоюзной бюрократии с Лулой.
ИСА и ее бразильская секция «Liberdade, Socialismo e Revolucao» (LSR) выступают за мобилизацию и организацию рабочего класса в борьбе против Болсонару, а также за политическую независимость рабочего движения от «Партии трудящихся». В случае, если она снова вернётся к власти, рабочим необходимо будет мобилизоваться против неё, как это уже происходило в прошлом бесчисленное количество раз.
Перу на фоне массовых протестов последних лет было избрано новое левое правительство. Новым президентом был избран Педро Кастильо — сельский учитель и профсоюзник. Эта победа была воспринята как триумф левого движения над консервативным политическим и экономическим истеблишментом. Но несмотря на свою левую программу, включающую политическую и аграрную реформы, Кастильо быстро отвернулся от трудящихся, пытаясь переложить всю тяжесть кризиса капитализма на перуанские массы.
Профсоюзы ответили на это предательство массовой забастовкой, которая привела к новой волне широких протестов по всей стране. Но в отличии от массовых протестов 2020 года, на волне которых Кастильо и пришёл к власти, текущее движение было инициировано профсоюзами, за счёт чего забастовки быстро распространились по всей стране. Важным фактором здесь является готовность профсоюзов независимо выступить против Кастильо, который является не только избранным левым, но и бывшим профсоюзным лидером. Эта готовность является важным предвестником того, как может разворачиваться борьба в других подобных ситуациях.
Взгляд в будущее
Очевидно, что объективное положение побуждает профсоюзы выступать более воинственно. В дополнение выше описанным явлениям, в последнее время произошло ещё несколько волн забастовок. В прошлом году в США прошёл «Striketober», но в этом году удары рабочего движения намного мощнее. В Турции в первые два месяца текущего года было организовано не менее 108 забастовок, сегодня они продолжаются и их количество растёт. Волна забастовок и голосований за их поведение сотрясает Северную Ирландию. В Греции рабочий класс провёл 24-часовую всеобщую забастовку 6 апреля. В Индии десятки миллионов рабочих присоединились к двухдневной всеобщей забастовке в конце марта. В Британии «Trades Union Congress» впервые с 2018 года запланировал национальную демонстрацию.
На повестке дня будут перспективы надвигающейся стагфляции, снижение уровня жизни и активные действия трудящихся в защиту собственных интересов. Это будет выражаться во многих отношениях, и несомненно, характерной чертой следующего периода будет давлению снизу на профсоюзы и требование активных действий с их стороны. Там, где руководство блокирует борьбу и рабочие не могут бросить ему вызов через профсоюзные структуры, рабочие демонстрируют готовность находить новые пути для активных действий, часто — в более широких движениях или формированиях, а в некоторых случаях даже в новых профсоюзах.
Классовая борьба вернётся на повестку дня и профсоюзное движение увидит важные отражения этого. Но, как и в других движениях и противостояниях важнейшее значение будут играть роль профсоюзов и программа, бросающая вызов экономическому и политическому статус-кво. По мере всё большего погружения капитализма в глубокий кризис, вопрос о необходимости методов классовой борьбы для достижения фундаментальных перемен будет становиться всё более острым. Роль социалист_ок и активист_ок рабочего движения по всему миру будет заключаться в восстановлении и укреплении боевых профсоюзов, которые смогут сыграть ведущую роль в борьбе более широкого рабочего класса. Как объяснял Маркс, рабочий класс должен быть не только «сам по себе», но и должен стать «для себя» — организованным в промышленной и политической сферах, подготовленным к грядущему периоду сражений.