Crocuta Spelaea
Война ведет к экологическим катастрофам
Они будут ощущаться по всему миру
Война в Украине — преступление путинского режима, жертвами которого уже стали миллионы людей: погибших, раненых, потерявших свои дома, близких и надежду на будущее. Целые города стерты с лица Земли.
Однако война, особенно современная, — не только человеческая трагедия, но и экологическая катастрофа.
В первый день вторжения российские войска нанесли авиаудары по городам, военным объектам и коммуникациям. Начались пожары. Взрывы боеприпасов и горение синтетических материалов выбрасывает в воздух токсичные газы и мелкие механические частицы (в специальной литературе по вопросам экологии они называются particular matter).
В данный момент из-за непрерывных пожаров Киев стал третьим по загрязненности воздуха городом в мире. Разрушаются очистные сооружения и санитарная инфраструктура. Кроме того, специальная пена, применяемая для тушения горящего топлива, содержит токсичные вещества, которые способны накапливаться в почвах и сохраняться там долгое время.
Боевые действия на море чреваты разливами топлива и загрязнением побережий. Если война затянется до поздней весны, неизбежны степные и лесные пожары, молниеносно распространяющиеся по сухой траве. К тому же, руководство российской армии, по сообщениям укаинской разведки, разрешило вырубать лес вне зависимости от его охранного статуса, а излишки, не востребованные военной машиной, продавать. Внутри самой России незаконные вырубки приобрели катастрофический масштаб. Если подобная практика распространится на оккупированные территории, ущерб будет невосполним.
Лесные полосы на юге Украины защищают плодородные почвы от выдувания и деградации. Если они будут вырублены, на восстановление уйдут десятки лет.
Украина — индустриальная страна. На ее территории расположены металлургические, химические и горнодобывающие предприятия, крупнейшие в Европе атомные электростанции. Опасные аварии неизбежны.
26 февраля произошел взрыв на нефтебазе недалеко от Киева, в результате пожара были многократно превышены допустимые содержания оксида серы, угарного газа и токсичных органических веществ в воздухе и почве.
В конце февраля над химическим комбинатом «Азот» недалеко от города Черкассы были сбиты две ракеты. Комбинат имеет большие запасы хлора и аммиака. В случае разрушения хранилищ в опасности окажутся сотни тысяч человек. В ночь на 21 марта произошла утечка аммиака из поврежденного трубопровода на химическом заводе в районе города Сумы. К утру утечка была ликвидирована, ядовитое облако ветром снесло в сторону от города.
4 марта российские войска заняли Чернобыльскую атомную электростанцию. Российская пропаганда угрожала провокациями с применением радиоактивных материалов, взрывом саркофага, поджогом окружающих лесов. К счастью ничего из этого не произошло. Однако через несколько дней после этого от боевых действий пострадала Запорожская АЭС. Возник пожар в административном здании на территории электростанции, протоколы радиационной безопасности были нарушены. Огонь удалось потушить, но такие случаи наглядно демонстрируют, как боевые действия вблизи атомной станции могут привести к неконтролируемым последствиям. Фактически угроза ожесточения боев на территории АЭС привела к сдаче ближайшего к ней Энергодара — это был опаснейший шантаж украинской обороны со стороны российской армии.
На востоке Украины в Донецкой области, в окрестностях города Торецк, который находится всего в 3 км от границы так называемой ДНР, расположены хвостохранилища и илоотстойники (tailing and sludge storages), заполненные токсичными отходами металлургической и коксохимической промышленности. Повреждение дамбы хранилищ приведет к загрязнению рек и подземных вод сульфатами, фенолом, нитратами и хлоридами.
В России. Репрессии и «антикризисные меры»
Санкции, введенные США и странами Европы против путинского режима, затронули финансовый сектор и технологический импорт. С российского рынка ушли производители бурового оборудования, прекратились поставки электронных компонентов, необходимых в том числе для систем экологического контроля. На этом фоне правительство принимает волюнтаристские «антикризисные» меры.
В попытках спасти бизнес от разорения и облегчить «импортозамещение» технологий были введены налоговые каникулы и мораторий на плановые и внеплановые проверки. Теперь отсутствие положительного заключения экологической экспертизы, оценки воздействия на окружающую среду или даже лицензии на обращение с опасными отходами не помешает одобрить проект — ведь вопрос поставлен так, что от этого зависит выживание бизнеса, а следовательно, и рабочие места! Тотальная коррупция, пронизывающая государственный аппарат, только усугубляет проблему.
Режим реагирует на подъем низового сопротивления усилением репрессий. Под ударом оказались активисты, выражающие антивоенную позицию, в том числе и экологи. Многие независимые СМИ закрылись, а оставшиеся испытывают огромное давление. В условиях массовых задержаний, обысков и полицейского насилия борьба за здоровую окружающую среду, гражданский экологический контроль и волонтерская работа предельно затруднены.
Другие страны. Санкции и экспорт продовольствия
С первого дня вторжения США, страны ЕС, Великобритания, Канада и Япония вводят масштабные экономические санкции против путинского режима. Заморожены активы Центробанка, прерваны морские перевозки, затруднены финансовые операции за рубежом, запрещен технологический импорт. Но углеводороды остаются мощным козырем в руках Кремля. С 24 февраля страны ЕС потратили уже более 20 млрд евро на покупку российских угля, нефти и газа.
Зависимость стран Европы от энергоносителей позволяет Путину манипулировать валютой, оттягивать неизбежный экономический крах, подавлять массовое недовольство рабочего класса и продолжать войну.
Германия, импортировавшая из России больше половины всего используемого ею газа активно ищет способы заменить его и обещает к маю представить план полного отказа от российских углеводородов. Декларируется, что нынешний кризис ускорит достижение углеродной нейтральности примерно на 10 лет. Однако в краткосрочной перспективе на замену российскому газу приходит сжиженный газ из Катара и возврат к углю.
Прием сжиженного газа, перевозимого кораблями, потребует строительства новой инфраструктуры, например, терминалов приема и хранения СПГ. Эти проекты будут конкурировать за финансирование с экологическими инициативами и проектами по переходу к углеродно-нейтральной энергетике. Правящий класс больше обеспокоен собственными прибылями, чем климатической и экологической катастрофой.
Последствия этой войны затронут не только страны Европы.
Россия и Украина являются крупными экспортерами продовольствия. Вместе они поставляют в страны Африки больше 40% потребляемой там пшеницы, а также подсолнечное масло и некоторые другие продукты. Военные действия и последовавшие за ними санкции нарушают цепочки поставок и создают угрозу продовольственной безопасности. Больше всего пострадают страны южнее Сахары (Sub-Sakharian region). Этот регион, помимо прочего, особенно уязвим перед последствиями глобального изменения климата. Нарастающая засушливость и наступление пустыни уже сейчас заставляют десятки тысяч людей покидать привычные места.
Когда поставки продовольствия прекратятся, климатических беженцев и голодающих станет еще больше. Это неминуемо вызовет политический подъем и социальные взрывы, которые в отсутствие сильных организаций рабочего класса могут стать триггером гражданских войн и вооруженных конфликтов в этих неустроенных регионах с жестоким неравенством между массами и элитами.
Пока человеческие жизни, энергия и продовольствие остаются фишками в играх империалистических держав, новые войны и экологические катастрофы неизбежны, а глобальные климатические изменения невозможно будет предотвратить или хотя бы смягчить.
Только интернациональная солидарность работниц и рабочих и зеленая плановая экономика помогут человечеству преодолеть кризис.
Решение — не за буржуазными политиками, корпорациями и «прогрессивными» капиталистами вроде Илона Маска. Оно в руках рабочего класса: его организация и борьба за взятие власти с четкой социалистической программой приведут к прекращению войн (работницам и работникам разных стран нечего делить друг с другом) и планированию экономики в интересах людей, а не прибылей.