Тай Мур и Филипп Локер
Сандерс на распутье
Сандерс обещает демократический социализм, но миллионы его сторонников могут быть одурачены
После решительной победы Клинтон в Южной Каролине и большинстве штатов СупервторникаСупервторник — день, в который в США проходят праймериз и кокусы одновременно в 11 штатах. В этом году прошел 1 марта.
Здесь и дальше — примечания переводчика., президентская кампания Берни Сандерса стоит на распутье. Даже несмотря на растущую поддержку по результатам национальных опросов — в некоторых он опережает Клинтон — становится всё очевиднее, что надежды Берни на номинацию от тесно связанной с корпорациями Демократической партии выглядят необоснованно.
После Супервторника Клинтон вырвалась вперед более чем на 200 делегатовВ американской выборной системе победивший на праймериз штата кандидат получает то количество голосов делегатов от штата, которое пропорционально соответствует количеству поданных за него голосов избирателей. Проигравший кандидат не получает голосов делегатов вообще. Номинант на выборы от партии определяется общим количеством голосов делегатов по итогам всех праймериз. Также номинант может определиться досрочно — для этого кандидату надо получить 2383 голоса делегатов, то есть 50% от общего числа + 1 голос., и респектабельные электоральные аналитики с сайта FiveThirtyEight.com сострили, что должно произойти что-то реально безумное, чтобы Сандерс стал кандидатом от демократов
.
Вполне закономерен вопрос: как они могут короновать Клинтон уже сейчас, когда по национальным опросам Берни идет ноздря в ноздрю с Хиллари и когда большая часть страны еще даже не голосовалаПо состоянию на 6 марта праймериз прошли только в 19 из 50 штатов, распределены лишь чуть более 1100 из 4763 голосов делегатов.?
В ответ говорящие головы в подконтрольных корпорациям СМИ опять выкатывают свои навязшие на зубах аргументы о том, что Берни Сандерс с его «демократическим социализмом» слишком левый для американских избирателей. Но факт в том, что кампания Сандерса получила ошеломляющую поддержку и вызвала настоящий энтузиазм среди простых людей, готовых волонтёрить для него, занимаясь и квалифицированной, и неквалифицированной работой. И это то, что совершенно не удалось Клинтон. Проблема не в левизне Берни и его программе для рабочего класса. Проблема в большом бизнесе, связанном с Демократической партией; с его точки зрения Сандерс ведёт подрывную кампанию, наступая с враждебной пролетарской территории.
Праймериз Демократической партии устроены так, чтобы создать перекос в пользу капиталистического истеблишмента, управляющего партией. Это особенно заметно после социальных протестов и потрясений 1960-1970-х годов, повлёкших трусливое изменение формата праймериз. Теперь весь процесс — начиная с суперделегатовСуперделегаты — делегаты, имеющие голос только в силу своего положения внутри Демократической партии. Всего назначается 712 суперделегатов, то есть истеблишмент партии распоряжается 15% голосов на праймериз. из партийного руководства и так далее — выглядит как антидемократический фаерволл против мятежных левацких кампаний.
Историческая кампания
И хотя непросто тягаться с Клинтон на её же территории, враждебной силам рабочего класса, кампания Сандерса достигла важного исторического успеха. Превозмогая почти что блэкаут со стороны связанных с крупным капиталом СМИ в течение всего 2015 года, имея в своем распоряжении только тактики митингов и соцсетей, Сандерс прошел путь от никому не известного кандидата до поддерживаемого наравне с Клинтон — согласно результатам нацопросов. И это при том, что Клинтон еще со времён президентства своего мужа имеет стопроцентную узнаваемость.
Одного этого факта достаточно, чтобы показать, как кампания Берни захватила воображение и совершенно поменяла ожидания от президентских выборов, без преувеличения, у миллионов американцев. Она показала, что это реально — совершить политическую революцию снизу, полностью независимую от денег корпораций и способную состязаться с крупным капиталом, мёртвой хваткой вцепившемся в политику.
Среди молодых людей, включая молодых женщин, предполагавших держаться позиции Клинтон, призыв Сандерса к политической революции и социалистической политике — бесплатному высшему образованию, например — получил невероятную поддержку. За прошедший февраль Сандерс получил 42 млн. долларов от 1,4 млн. индивидуальных жертвователей, второй месяц подряд обыгрывая Клинтон по сумме пожертвований. Это абсолютно беспрецедентный результат для кандидата, полностью отказавшегося от корпоративных пожертвований.
Стоящее за Берни низовое движение хочет бороться, полное здоровой решимости преодолеть все препятствия. Это вдохновляло, в том числе, и членов Социалистической Альтернативы в США. Они мобилизовали сотни людей по всей стране, проводя акции «Марш за Берни» (#MarchForBernie), «Трудись за Берни» (Labor for Bernie), публичные дебаты и массовую раздачу материалов.
Несмотря на этот впечатляющий успех, кампания Сандерса не смогла переманить на свою сторону ни одной значимой фигуры из стана демократов, чтобы побороться против заправляющих их партией дельцов с Уолл-стрит. Сенатор от Массачусетса Элизабет Уоррен, одна из наиболее публичных и уважаемых фигур среди демократов, всегда громко заявлявшая о своем презрении к истеблишменту, перед праймериз в Массачусетсе продолжала хранить молчание о своей поддержке кого-либо из кандидатовЭлизабет Уоррен также является суперделегатом. Большинство сенаторов и суперделегатов уже сделали свои заявления о поддержке, так что замешательство сенатора Уоррен выглядит как попытка скрыть свое истинное отношение к истеблишменту и политическую непоследовательность.. Берни Сандерс проиграл Клинтон в Массачуссетсе с разницей в 1,4% голосов.
Кампания Сандерса лишь подтверждает то, за что уже давно выступала Социалистическая Альтернатива в США. Создание новой массовой партии рабочих — намного более реальный проект, чем попытка переделать партию крупного капитала в инструмент борьбы за интересы рабочего класса.
Почему Клинтон побеждает?
Обе партии дискредитировали себя неспособностью проводить реальные изменения. Это играет на руку Клинтон, поскольку рабочие и молодёжь испытывают глубокую отстранённость от всего, связанного с «политикой». Большинство рабочих и молодых людей не обращают внимания на выборы до последних месяцев перед самим голосованием. Меньшинство, голосующее начиная ещё с праймериз, как правило, старше, богаче и лояльнее истеблишменту Демократической партии.
Было бы непростительной ошибкой — позволить этому нерепрезентативному меньшинству избирателей заблокировать кампанию Сандерса, в результате чего она не дойдёт до всеобщего голосования и до большинства — рабочих.
В такой электоральной ситуации решающее слово останется за аппаратом Демократической партии. Истеблишмент — избранные из числа демократов официальные лица, партийные инсайдеры, богатые жертвователи — используют свою власть и связи чтобы влиять на профсоюзы, группы в защиту гражданских прав и даже религиозных деятелей чтобы получить голоса «не своих» избирателей.
Этим объясняется поведение абсолютного большинства профсоюзных лидеров США, мобилизовавших рабочих на поддержку «кандидата от аппарата» Демократической партии и не давших своим членам ни одной реальной возможности дискутировать о целесообразности его поддержки. И хотя десятки тысяч самых активных членов профсоюзов сопротивлялись этому давлению сверху — Сандерс в итоге получил организованную поддержку со стороны нескольких профсоюзов — этого было недостаточно. В конце концов, именно сила умело организованного (читай: одураченного) рабочего движения подарила Клинтон победу в Айове и особенно — в Неваде. СМИ действуют будто по учебнику — от сенсационализации Трампа до игнорирования или негативного освещения кампании Сандерса, их освещение нынешних выборов — попытка продвинуть кандидата из истеблишмента.
Только последовательное создание организованных классовых сил — независимого движения рабочего класса, политических партий и собственных медиа — может подорвать эту власть корпоративных СМИ в массовом масштабе.
На вершине всего этого — колоссальная махина Уолл-стрит и корпоративных пожертвований, стекающихся к Клинтон. Несмотря на исторический успех Сандерса, собравшего больше четырех миллионов индивидуальных пожертвований, практически неограниченная поддержка Клинтон капиталом остаётся её главным преимуществом на этих выборах.
Время сделать выводы
Когда Сандерс вступил в президентскую гонку в прошлом году, Социалистическая Альтернатива приветствовала чёткую ориентированность его программы на рабочий класс. В то же время мы говорили, что Берни совершает фундаментальную ошибку в том, что претендует на номинацию от демократов. Вместо этого ему следовало бы запустить кампанию независимого кандидата, чтобы помочь построить политическую альтернативу для противников партий, принадлежащих капиталу. Между призывом Сандерса к политической революции против «класса миллиардеров» и попыткой совершить её в контролируемой этим же классом партии существует вопиющее противоречие.
Хотя есть доля правды в том, что Сандерс может достучаться до массовой аудитории, участвуя в праймериз и теледебатах с Клинтон, сейчас становится всё более очевидным, что этот эксперимент провалится. Капиталистический истеблишмент продолжает твёрдо удерживать контроль над своей партией и занимается сейчас последней проверкой — проверкой способности отклонить любые притязания Сандерса на номинацию.
Сандерс и его сторонники, в свою очередь, тестируют свою стратегию совершения политической революции через Демократическую партию. Мы должны открыть глаза на реальное положение дел — это не сработает. Настало время для Берни и, что более важно, для его сторонников, чтобы вынести необходимые выводы из этого безусловно полезного для понимания текущей ситуации опыта. Если их движение не разорвет смирительную рубашку контролируемой корпорациями Демократической партии, капитал придумает, как использовать его в качестве левацкой подпорки всё тем же Walmart, Уолл-стрит и милитаристской кампании Клинтон.
Еще когда Берни Сандерс запускал свою кампанию, он заявил, что поддержит на выборах кандидата от Демократической партии, если проиграет номинацию. Теперь это значит, что те, кто был мобилизован кампанией Сандерса, получат в качестве «своего» кандидата от корпораций, чья позиция диаметрально противоположна какой бы то ни было «революции». Эта потеря исторической возможности может привести к деморализации тех, кто был мобилизован идеей борьбы с властью капитала.
Для миллионов людей, захваченных идеей политической революции против «класса миллиардеров» и вынужденных стать декорацией для кандидата от этого класса, это будет означать деморализацию, обратное выбывание недавно заинтересовавшихся политикой и крушение всего движения. Кампания Берни Сандерса пробудила сильнейший за последние десятилетия потенциал для создания постоянно действующего политического движения для противостояния истеблишменту обоих партий. Но этот потенциал будет жесточайшим образом подорван, если движение не начнет организовываться — независимо от Демократической партии — для продолжения политической революции в ноябре и после него.
Вот почему Социалистическая альтернатива постоянно призывает Сандерса в любом случае пройти путь до ноября, независимо от результатов уже подстроенных праймериз. Если он будет выбран как кандидат от демократов, что становится всё менее вероятным, он должен будет продолжить борьбу как независимый кандидат (или обратиться к Партии зелёных, чтобы баллотироваться от них), таким образом не позволив движению за своей спиной попасть под контроль буржуазной Демократической партии.
Конечно же, даже если Сандерс движется к поражению на праймериз, Социалистическая Альтернатива призывает к максимальной поддержке его кампании — это поможет в дальнейшем оказывать большее давление на истеблишмент и проводить дальнейшую мобилизацию под требованиями программы Сандерса. Дискуссия о направлении этой кампании может и должна вестись совместно с мобилизацией.
Остановить Трампа
Крайне правый популист Трамп — реальный претендент на номинацию от Республиканской партии. Поэтому намерение миллионов рабочих, цветных, женщин и молодых людей сделать всё возможное, чтобы не допустить его президентство — объяснимо. Но это не может быть аргументом против самовыдвижения Берни, который сейчас отвергает эту возможность, объясняя это нежеланием разделить голоса демократического электората, что помогло бы республиканцам победить.
Проблема в том, что Хиллари Клинтон — худший кандидат на роль противовеса правому популисту, выступающему против истеблишмента. Так же как семья Бушей, политическая династия Клинтонов — живой символ американского политического истеблишмента. Этим объясняется отставание или схожие результаты Клинтон в сравнениях с лидирующими республиканскими кандидатами в национальных опросах.
Пока «демократический социализм» Сандерса, также включающий критику истеблишмента, получает более широкую национальную поддержку чем полный ненависти правый популизм Трампа. Участвуя в президентской гонке, Берни Сандерс несет политическую ответственность — во-первых, поскольку дает рабочему классу альтернативу кандидатам от крупного капитала и, во-вторых, поскольку может остановить Дональда Трампа. Как мы уже видели, одновременно с традиционным электоратом Демократической партии, Берни получает поддержку тех, кто голосовал бы за независимых кандидатов и даже некоторых республиканцев, которых в равной степени (но по разным причинам) отталкивают и Трамп, и Клинтон. Если Сандерс откажется участвовать во всеобщих выборах, это будет фатальной ошибкой с его стороны и на практике может привести к усилению позиций лидера республиканцев.
Сандерс заявил, что не будет участвовать как самовыдвиженец, поскольку не хочет быть «спойлером». Но почему хотя бы не поставить эксперимент в «безопасных» штатах (тех, где совершенно очевидно всегда побеждает кандидат одной и той же партии)? Кампания Сандерса, продлись она до ноября, независимо от результатов праймериз и выборов, может заложить фундамент новой массовой партии рабочего класса; это станет историческим шагом вперед для Америки.
У нас есть историческая возможность основать новую партию, которая будет выдвигать левых кандидатов, отвергающих деньги корпораций; которая будет мобилизовать низовых активистов, чтобы утверждать повестку рабочего класса — минимальную оплату в 15 долларов в час, конец массовым лишениям свободы, бесплатное образование и бесплатную медицину. Кампания Берни Сандерса уже доказала возможность существования массовой левой партии, которая может до неузнаваемости изменить лицо американской политики. Особенно, если она будет говорить о социалистическом пути.
Перевел — Мюзиль Гибер