Том Крин, Социалистическая Альтернатива (США)
Борьба рабочих заставила Трампа отступить
Кошмар шатдауна закончился?
Если верить прессе, президент Трамп был вынужден отступить от своего требования: по его плану демократы должны были согласиться профинансировать строительство стены на границе с Мексикой в обмен на возобновление работы правительства.
Но хоть демократы под давлением своего электората и отказались уступить этому требованию, они никак не были готовы мобилизовать силы, которые помогли бы им победить в этой борьбе.
Чтобы повлиять на Трампа, рабочему классу пришлось перейти к действиям. Шатдаун (ситуация, когда Конгрессу не удаётся согласовать финансирование деятельности государственных органов) тянулся неделями, и стало ясно, что аэропорты и системы воздушного движения больше так работать не могут — из-за огромного давления, оказываемого на федеральных служащих, в том числе на работников Администрации транспортной безопасности (АТБ) и авиадиспетчеров, от которых требовали работать бесплатно. Работники АТБ своими требованиями уже заставили временно закрыть терминалы в некоторых аэропортах.
Утром 25 января объявили, что временно закрыт нью-йоркский аэропорт Ла-Гуардия и что могут быть закрыты и другие аэропорты, потому что на работу являются недостаточно авиадиспетчеров. Об официальной забастовке речь не шла, но Ассоциация авиадиспетчеров ясно дала понять, что поддерживает своих членов. Ее президент Пол Ринальди заявил: «Диспетчеры испытывают напряжение, они волнуются, они устают, они отвлекаются. И если они не в состоянии работать, они не собираются приходить на работу». Хоть представители Федеральной авиационной администрации и смогли выкарабкаться и восстановить работу системы за несколько часов, голос авиадиспетчеров был услышан.
Другие работники аэропортов и сотрудники авиакомпаний продемонстрировали огромную солидарность с авиадиспетчерами. Когда аэропорты должны были начать закрываться, Сара Нельсон (пару недель назад она призвала к всеобщей забастовке), президентка Ассоциации бортпроводников — работников связи Америки, представляющей интересы 50 000 бортпроводниц и бортпроводников в 20 авиакомпаниях, призвала своих членок и членов лично обращаться к своим представителям в конгрессе до тех пор, пока шатдаун не будет преодолен. Она заявила: «Мы немедленно мобилизуемся». Когда ее спросили, означает ли это, что стюардессы не выйдут на работу, она ответила: «А ради чего им являться на работу? Если авиадиспетчеры не могут выполнять свою работу, мы не можем выполнять нашу».
Буквально через несколько часов шатдаун закончился, и Трамп сказал, что он подпишет закон о возобновлении работы правительства, в котором не будет ни слова о тратах на строительство стены. Но это будет временное, трехнедельное, возобновление работы, во время которого будут вестись переговоры по вопросу «пограничной безопасности». Хотя Трамп и пригрозил по истечении трех недель снова приостановить работу правительства, если ему не согласятся дать деньги на его стену, очень трудно понять, как развязывание второго шатдауна способно укрепить его политическую позицию. Тем не менее профсоюзы должны продолжать мобилизоваться и давать понять, что следующий шатдаун они встретят более решительными действиями. Такая позиция получит массовую поддержку населения.
Что социалисты говорили о шатдауне
Несмотря на то, что первые ростки рабочей борьбы сыграли решающую роль в прекращении приостановки работы правительства, было также ясно, что шатдаун с каждым днем привносил все более тяжелые последствия, и росло огромное давление, чтобы положить ему конец. Пострадали миллионы трудящихся, в том числе 800 000 федеральных служащих, не получавших зарплату, а также сотни тысяч внештатных работников, которым не только не платили зарплату, но им и не погасят задолженность по ней. Если бы шатдаун продолжился, десятки миллионов людей потеряли бы продовольственные льготы по Американской программе льготной покупке продуктов (SNAP). Все чаще были слышны предупреждения, что шатдаун может спровоцировать кризис.
Социалистическая Альтернатива всецело противостоит расистской кампании Трампа по строительству стены, основанной на идее вторжении «преступников» и «террористов», которое якобы приведет к кризису национальной безопасности. Мы отмечали, что:
«С учетом астрономических расходов на здравоохранение, суммарного студенческого долга в размере 1,5 триллиона долларов, низких зарплат и непомерных расходов на жилье в больших городах (а это то, с чем каждый день сталкиваются многие трудящиеся) быть убитым кем-то, кто по статистике склонен к совершению убийств не более, чем кто-либо другой, — вряд ли самая большая угроза для „безопасности“ трудящихся и их семей».
Мы обратились к рабочему движению с призывом организовать массовые демонстрации в поддержку федеральных работников, на которых будут звучать требования о завершении шатдауна и лозунг «Нет неоплачиваемой работе!». Мы указали, что необходимо вести борьбу на рабочих местах, особенно в аэропортах, которые играют ключевую роль в функционировании американской экономики.
По мере затягивания шатдауна Трамп постепенно проигрывал суд общественного мнения. Последние два года в республиканском электорате поддержка идеи возведения стены росла. Но недавние промежуточные выборы, на которых главной темой Трампа было «чрезвычайное положение», которое якобы вызвал караван иммигрантов из Центральной Америки, привели к крупному поражению республиканцев.
Во время шатдауна Трамп и сверхбогатые члены его правительства, делая одно заявление за другим, попадали пальцем в небо, показывая, насколько они оторваны реальности, с которой сталкиваются федеральные работники, все чаще по всей стране становящиеся в очереди перед продовольственными банками.
Рейтинги непопулярности Трампа достигли рекордного уровня, согласно одному опросу — до 58%, и даже многие сторонники строительства стены задались вопросом, был ли оправдан шатдаун. В то же время, если Трамп пойдет на уступки, твердолобые правые, вне всякого сомнения, будут кричать, что Америку предали. Это углубит кризис, с которым столкнулся Трамп.
Нужно воспользоваться моментом
Трампу нанесли серьезный удар, но вполне возможно, что демократы выручат его, заключив с ним вероломную сделку, и дадут ему больше денег на «пограничную безопасность», что Трамп может представить в качестве шага в сторону строительства стены в обмен на легализацию нахождения в стране так называемых «дримеров» (the Dreamers), детей-мигрантов, прибывших в Америку в несознательном возрасте (программа DACA).
Тем временем у Трампа появляются другие трудности: публикуются результаты становящихся все более и более проблематичных для него разоблачений Мюллера [расследования попыток российского правительства вмешаться в выборы президента США в 2016 году, получившего также название Russiagate — прим. пер.] и других расследований. Теперь демократы смогут использовать свой контроль над Палатой представителей, чтобы инициировать еще больше расследований в отношении Трампа и его приближенных.
Примечательно, что демократическое руководство, включая [спикера Палаты представителей Нэнси] Пелоси, больше не отвергает идею начать процедуру импичмента столь категорично, как оно отвергало ее раньше. Они скорее говорят, что подождут, что скажет доклад Мюллера и предоставит ли он четкие доказательства препятствия правосудию и «сговора» с Путиным.
Мы за то, чтобы отрешить Трампа от должности и привлечь его к ответственности за настоящие преступления. Несомненно, он глубоко коррумпированный человек, связанный с различными сомнительными элементами, в том числе с российскими «олигархами». Но ключевой вопрос для нас вовсе не Россия и не ее вмешательство в выборы 2016 года, которое не оказало существенного влияния на их результат.
К настоящим преступлениям Трампа, среди прочего, относятся: стремление углубить расовое разделение, поддержка и создание благоприятных условий белым националистам, стремление обеспечить идеологизированное правое большинство в Верховном суде ради будущей попытки ограничить право женщин на аборт, демонизация иммигрантов, отделение детей от родителей на границе и заключение их под стражу на неопределенный срок, а также умышленное нанесение ущерба окружающей среде (в интересах миллиардеров!), приводящего к климатической катастрофе.
Нельзя исключать, что демократы могут оказаться вынуждены зайти намного дальше в борьбе против Трампа, нежели они намеревались. Последний шатдаун и то, как он прекратился, демонстрирует, что если мы хотим победить Трампа, маргинализировать правую повестку и одержать победу в ключевых кампаниях, таких как Medicare for All («Медицинское обслуживание для всех») или Green New Deal («Зеленый Новый курс»), мы никоим образом не можем полагаться на демократов. Победа над правыми требует массового движения всех тех, кто оказался под огнем реакционеров. Это движение должно сосредоточиться на развитии и организации огромной социальной силы американского рабочего класса — силы, которой боится весь капиталистический истеблишмент.
Эта сила была продемонстрирована и в Лос-Анджелесе, где шестидневная забастовка учителей окончилась неполной, но важной победой. Точно так же в последнее время мы становились свидетелями важных действий профсоюзов в аэропортах и на других рабочих местах. Вдохновляющее выступление авиадиспетчеров может дать мощный толчок таким действиям, что станет намеком на дальнейшую борьбу. То, что Трамп отступил, — это настоящая победа! Мы должны воспользоваться моментом и перейти в наступление!